Browse By

Магия (сихр) в исламе

Disclaimer Warning: Текст не мой! Когда станете это читать, соблюдайте осторожность, особенно в момент, определяемый как непосредственно перед «пацсталом!» Также постарайтесь не ржать очень громко, чтобы не напугать прохожих и сторожевых собак в радиусе полумили. И следите за тем, чтобы джинны и шайтаны не переиблис у вас в голове.

Я предупредил.

При изучении ислама важным фактором, обязательным для изучения, является «сихр», которым обозначается магия в исламе. В исламе традиционно деление мира на видимый человеческому глазу мир людей, сотворенных от материи (как правило, земного праха), и невидимых миру мелеков (ангелов. — В. Д.), сотворенных Аллахом от воздуха, и джиннов, созданных Аллахом из огня. Понятие «сихра» как раз неразрывно и связано с джиннами.


Для понимания роли как джиннов, так и самого «сихра» в исламе ключевым является мнение шейха Бедрудин эбу Абдуллах Омер ибн Абдуллах Шебли Ханефи. Этот шейх жил в Дамаске в XIV веке и написал целый ряд книг по исламскому праву и философии, но самой значительной его работой была «Мир джиннов и шайтанов» («Svijet džina i šejtana» Šejh Bedruddin Ebu Abdullah Omer ibn Abdullah Šebli Hanefi. Prijevod Eniz Kozlić «Bemut Sarajevo»).

В этой книге шейх приводит строки из работ Эбу Касима эль-Энсори Кади эбу эль-Бакиллани, имама Харамейна, шейха Эбу Аббаса ибн Теймийе и ряда других исламских религиозных авторов, опиравшихся как на хадисы, так и на суры из Корана. Все эти авторы, как и сам шейх Бедрудин считали, что существование мира джиннов, не должно вызывать сомнения у «правоверного» мусульманина.

Фигура Иблиса в книге «Мир джиннов и шайтанов» на основе мнений различных религиозных авторитетов представляется по-разному, но общим является то, что все считают Иблиса джинном и лишь некоторые считают его мелеком. Практически все исламские авторитеты согласны с тем что он попал на небо и долгое время служил Аллаху, к которому попал либо по воле последнего, либо был посредником для общения с джиннами на земле, либо попал на небо как пленник мелеков, разбивших джиннов, либо как ребенок, который вместе с мелеками участвовал в подавлении восстания джиннов. Так же следует заметить что, например Шехр б. Хушиб согласно уже другой книге «Дьявол — миф и истина» современного боснийского автора Нияза Омера («Davo — mit i istina». Niaz Omer. «Preporod» «Gracanica». 2007), считал что после восстания джиннов, подавленного мелеками, Иблис был как пленник взят на небо, тогда как Саʼдб Месʼуд считал, что Иблис вырос в плену, поклоняясь Аллаху и только затем отверг его.

Все же господствующим в исламе взглядом на дьявола является то, что Иблис был одним из джиннов, живших после сотворения мира на земле. Правда тут есть определенное расхождение во взглядах между различными исламскими авторитетами. Также небольшая часть исламской улемы считала Иблиса одним из мелеков, но основная часть улемы, в том числе и Саид Кутб считала Иблиса одним из джиннов.


Что касается различия между джиннами и мелеками, то согласно хадисам оно заключалось в материи, из которой они были созданы, ибо как упоминалось выше мелеки созидались от воздуха, а джинны — от огня.

Причиной падения Иблиса вышеупомянутые авторитеты единогласно считают созданного Аллахом Адама, которому он, в отличие от мелеков, отказался поклониться, совершив «седжду».

Что касается самих шайтанов то тут мнения часто противоречивы и так по мнению Кади Эбу шайтаны — это потомки Иблиса. Согласно Корану ни Иблис, шайтаны не могут ничем повредить правоверным, если те сами не пойдут за ними. В этом большое отличие от христианства, где и праведники Иов и Иисус Христос пострадали от действий демонов и тех людей, которые пошли за демонами и Сатаной.

Вместе с тем шайтаны как правило расматриваются как одни из джиннов, но четкого деления тут нет и потому термины шайтанов и джиннов применяются без четкого разделения.

При том согласно целому ряду хадисов существовали джинны, принявшие ислам, помощь от которых для мусульманина не могла считаться однозначно зазорной, как это было бы в отношении христианина, принявшего помощь от демонов.


Так же в упомянутой книге Нияза Омера «Дьявол — миф и истина» пишется что в хадисе Омера ибн Хаттаба,описывается как посланник Мухаммед встречался с джинном Хаме ибн Химе ибн Лакис ибн Иблис, который помогал еще Нуху (Ною). Этот джинн получил прощение от Аллаха и стал «искренним верующим», а затем служил целому ряду святых известных из Библии, которых мусульмане признали как своих святых, дабы в упомянутом хадисе пророк Мухаммед благословил этого джинна и научил «некоторым сурам» из Корана.

Мир джиннов исламские авторы описывают по-разному, но общее следующее: джинны, созданные Аллахом из огня, населяли землю до людей, а после долгого периода покорности Аллаху в их среде и произошло восстание против Аллаха, подавленное мелеками, созданными Аллахом от света.

Джинны могут жить, есть и даже размножаться подобно людям, а также могут и умирать. Среди них существуют джинны-мусульмане и джинны-неверные, в том числе христиане и иудеи, и так, джинны-мусульмане могут вести войну — «джихад» — против неверных.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» Бедрудина Эбу Абдуллаха Омера ибн Абдуллаха Шебли Ханефи приводится сура «Джинн», в которой описывается как джинны из Басры в долине Нехлех в районе Мекки слушали проповедь посланника Аллаха — Мухаммеда, а также приводятся примеры джиннов, принявших ислам.

В этой же книге говорится о том, что в исламском мире существует единогласное мнение, что пророк Мухаммед был послан не только людям, но и джиннам, что подтверждается рядом хадисов, и толкований улемы на них.

Согласно шейху Бедрудину это подтверждает хадис от Ибн Аббаса и толкований Эбу-Аббас ибн Теймийе ибн Абдул-Берра и ибн Хазма, строки из книги имама Харамейна «Иршад фи редд ала Исавийех».

В самом Коране целая сура «Эль-Джиннн», посвященная джиннам, говорит о том, что джинны обязаны слушать пророка Мухаммеда, а такие же выводы содержатся в суре «Эль-Акаф».

В хадисе от Айши,супруги Мухаммеда приведеном в книге «Мир джиннов и шайтанов» и переданного согласно автору этой книги от Муслима и Ахмеда,приведенны слова Мухаммеда к Айше о том, что шайтан, пришедший искушать Мухаммеда, был побежден последним и принял ислам. С этим хадисом как пишет шейх Бедрудин соглашаются большинство авторов, так имам Ахмед,Мухаммед ибн Юсуф Фирьяни, и Шурейка ибн Тарик ибн Ханбел, также добавляет при этом, что джинны по словам Мухаммеда и помогали пророку делать добрые дела.

То же самое говорится в хадисе приведенного в книге «Делаил» автора Хафиза Эбу Нуайма, приведенного в этой же книге шейха Бедрудина, где также приводятся строки из другой книги «Мушкил-Асар» автора Эбу Джафер Та-Хави аналогичного содержания, как и ряд хадисов о вышеупомянутом событии.

Сам посланник Мухаммед встречался с джиннами в Медине, где обучал их исламу и всего, согласно шейху Бедруддину Эбу Абдуллаху Омер ибн Абдуллах Шебли Ханефу посланник Аллаха шесть раз встречался с джиннами, которые добровольно приходили к нему учить Коран.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится еще целый ряд хадис о том, что джинны слушали учение Корана с пророком Мухаммедом и сами потом обращали остальных джиннов в ислам и приводятся мнения религиозных авторитетов таких как, например, Эбу Хузейфе Ишак ибн Бишр Куреши, о том, что Аллах посылал к джиннам своих посланников из числа самих джиннов, которых джинны же и убивали.


В ряде хадис также описывается случай столкновения двух торнадо, после которого осталась мертвая змея, и в одном из хадисов этот джинн был назван мусульманином Амром ибн Джуманетом, погибшим в бою с «неверными джиннами».

В отношении облика джиннов также существуют различные мнения, и так, Эбу Бекр Эбу Дунла в книге «Мекайиду Шейтан» пишет, что джинн не может менять облик, но только с помощью «сихра» представляет возможность людям иметь обманчивое впечатление о своем облике, что подтверждает и Коран. Вместе с тем шейх Бедрудин пишет в своей книге, что когда врачи пророка Мухаммеда совещались в Дору-Недва, то к ним пришел шайтан в облике шейха из Неджде.

В этой же книге приводится целый ряд высказываний из хадисов и книг исламских религиозных авторов о том, что джинны могут быть и в облике черных псов, что подтверждает и хадис о словах пророка Мухаммеда, приведенный Кади Эбу Яла. Часто упоминаются джинны в облике змей, о чем пишут Эбу Дунла в книге «Мекайиду Шейтан» и Эбу Бекр Мухаммед ибн Джафер ибн Сехл Самири эль-Хаити в книге «Ховатиф эль-Дженен».

В то же время в описаниях джиннов много недосказанностей и противоречий, и так шейх Бедрудин пишет, что, согласно книге «Хаватиф» джинны невидимы человеческому глазу, что опять-таки противоречит примерам, когда джинны видимы людям в образах псов, змей, людей или в иных человекоподобных или звероподобных обликах.Согласно исламским авторитетам существуют джинны не только в виде собак и змей, но и большее число джиннов, имеющих человекоподобный образ, либо их описание ограничивается наличием крыльев и то, что они могут летать.

Сами джинны могут как передвигаться от места к месту, так и жить на одном месте («Ховатиф Эль Дженан» автор Эбу Бекра Мухаммеда ибн Джефер ибн Сехла Саммири Эль-Хараити).

Согласно шейху Бедрудину в исламском мире того времени существовало два основных мнения о возможностях джинна: одни утверждали, что все джинны едят и пьют, другие же отстаивали мнение, что только часть джиннов ест и пьет.

При этом в большинстве хадисов приводятся слова Аллаха о том, что каждая кость от еды, за которой упомянуто имя Аллаха, вновь обрастет мясом и послужит пищей для джиннов. Мухаммед потому и запретил мусульманам чиститься после нужды костями, которые по его словам предназначаются в пищу джиннам, названным им в обращении к мусульманам «вашими братьями».

Ряд исламских авторов также утверждает, что джинны могли жениться на представителницах человеческого рода, но от таких браков рождались гермафродиты.

По господствующему в исламе мнению, браки человека с джинном вполне возможны, хотя для мусульманина непозволительны с тем, что шейх Бедруддин приводит мнения некоторых исламских авторитетов, которые считали, что такие браки всё-таки разрешаются.

В его книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится рассказ Эбу Бекр Куреши о том, как два исламских авторитета Вехб ибн Мунебин и Хасан Эль-Басри годами находились на хадже вместе с джинном, который являлся толкователем хадисов. При том джинны часто присутствуют на религиозных церемониях мусульман, начиная от намаза и хаджа и до дженазы и джихада, а также обучают в течение этих церемоний исламу, и в благодарность за те или иные услуги джинны могут обучать людей искусству исцеления от болезней.

В книге шейха Бедрудина приводится высказывание ибн Эбу Дуня о том, что джинны совершают намаз, как приводятся и мнения других авторитетов ислама о том, что они могут совершать добрые дела, за которые получают награду Аллаха и наказываются им же за совершенные ими злые дела.

Более того, согласно шейху Бедруддину и ряду других авторов, намаз могут совершать джинны и люди вместе, и по словам Ибн Сайрефи эль Харани (книга Фавоид), джиннам разрешается возглавлять намаз.

Наконец в книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится ряд строк из книг исламских авторитетов и несколько хадис о том, что джинны живут в каждом доме, где проживают мусульмане. Это подтверждает и Эбу Бекр ибн Убейд в книге «Мекайиду Шейтан», причем согласно этому же автору, эти джинны защищают мусульман от других джиннов (хадис от Йезида ибн Джабира).

Согласно целому ряду хадис джинны живут также и в нужниках, почему мусульмане при входе в нужник должны читать молитву Аллаху.

Также шейхом Бедрудином приводится также хадис от Эбу Давуда о том, что если мусульманин вспоминает имя Аллаха при входе в дом и во время еды, то шайтаны не могут оставаться в доме и за столом.

Убийство джинна возможно и так в книге «Мир джиннов и шайтанов» приводятся хадисы Ибн Эбу Мелейкете и Хубейбы о том, как супруга Мухаммеда, Аиша, приказала убить змею, которая была джинном-мусульманином, и во искупление греха обязана была раздать бедным милостыню согласно одному хадису, или освободить сорок рабов, согласно другому хадису. По выводам Хубейбе, убийство джинна в виде змеи разрешалось лишь только по очень веской причине и обязательно после трёхкратного её предупреждения.

Вместе с тем джинны могут вредить людям, и в книге «Мир джиннов и шайтанов» есть строки из книги «Фенун» Ибнул Акила, где в качестве примера приводится следующий случай: в доме в Заферийи (под Багдадом) во дворе находился колодец, из которого выходили джинны и убивали людей, ночевавших в доме. Мусульманин, читавший Коран, остался жив и подружился с джинном, выходившим из колодца. Этот джинн, как и все остальные джинны, жившие в колодце, являлись мусульманами. Более того, этот мусульманин спас джинна от смерти тем, что откупился от человека, который хотел поймать змею, в образе которой находился джинн.

Сами джинны делятся на, условно говоря, «добрых» джиннов и «злых», называемых шайтанами, и, как пишет шейх Бедрудин, джинны-мусульмане войдут в Дженет тогда, когда шайтаны во главе с Иблисом, престол которого находится на леере, окруженном змеями, войдут в вечный огонь Джехеннема.

Таким образом, согласно мнению исламских авторитетов правомерный мусульманин должен быть защищен от магии и согласно хадису Убейта ибн Кааба, переданного Эбу Касимом Табарани и приведенного в книге шейха Бедруддина от шайтанов защищает аят из суры Эль-Бекаре, а также в той или иной мере, по данным книги «Мир джиннов и шайтанов» это обеспечивается чтением ряда сур Корана.

Разумеется, сама магия — «сихр» — мусульманину нынешней улемой не разрешена, однако тут мнения самих исламских авторитетов прошлого расходятся. Как пишет шейх Бедрудин, согласно ряду хадисов, Аллах послал в Вавилон двух мелеков — Харуна и Марута, которые, согласно одним хадисам, научили сихру неверных, а по другим — предупреждали об опасности от сихра.

Исторически, согласно книге Нияза Омера «Дьявол — миф и истина», понятие «сихра» признается большинством исламских религиозных авторитетов, такими, как Фархудин эр Рази, Ибн Фарис, У Муджемул-Весит, Аль Эзхери, Лисанул Ареб, Ибну Кудаме Аль-Макдиси, Ибнул Кайим.

Так согласно хадису, записанному Икреме от Ибн Аббаса, «сихр» возник в египетском селе Аль-Ферема и отрицание существования «сихра» является «уходом из веры». Таким образом, всё вышеуказанное может быть истолковано теми или иными мусульманами что раз отношения джиннов и людей строятся на, условно говоря, равноправной основе и соответственно коли джинны «де-факто» могут быть частью мусульманской уммы и правоверным мусульманам разрешено принимать помощь от джиннов, то можно предположить что при определенных обстоятельствах некоторые из этих мусульман могут и просить джиннов о подобной помощи.

В своей книге шейх Бедрудин как раз и описывает, как те, кто упражняет «сихр» или «ширк», часто пишут «амайлийи», в которых пишут то что «шайтанам мило», и последние взамен оказывают этим людям услуги, например, находят источники воды, переносят их по воздуху, а также джинны предоставляют этим людям материальные блага других людей и тому подобное.

По мнениям исламских авторитетов и хадисам, приведенным шейхом Бедруддином, джинн мог вселиться в человека, оказавшегося целью «сихра» и так им приводится аят «Аль-Бакаре», согласно которому шайтаны могут входить в тело человека.
В силу этого мусульманину разрешается чтение «дава» или упоминание имени Аллаха при изгнании джиннов из тел людей, но вместе с тем запрещается изгонять джиннов из людей с помощью самих же джиннов. Хотя сама такая возможность не отрицается, но рассматривается как грех.

Сами исламские религиозные авторитеты предупреждают в своих работах о большой опасности исходящей от джиннов, в первую очередь, от шайтанов и шейхом Бедрудином в его книге приводятся строки из книги «Мекайиду-шайтан», где описывается джинн Суула в женском облике, поедающий людей, причём этот джинн также согласно «Мекайиду-шайтан» читал дава.

Как защиту от шайтанов этими исламскими авторитетами рекомендуется чтение определеной суры или аята, и так, в книге шейха Бедрудина приводиться пример, когда ночной джинн Гул в женском облике прочитала схватившему её мусульманину аят Аятул-Курсию как защиту от джиннов, тогда как в книге «Аджааиб» автора Абдурахмана ибн Мунзуре приводится пример когда аят Алу Имран защитил мусульманина от шайтанов. Сам шейх Бедруддин писал, что от джиннов защищает обращение к Аллаху и упоминание его имени, чтение суры «муаввизетейн», чтение суры «Аятул-Курсия», чтение всей суры «Эль-Бекаре» либо двух её последний аятов, учение части суры «Ха-мим-Аль-муумин», учение довы «Лаилахе иллеллаху».

В силу всего вышеуказанного неудивительно, что в исламе появление различных оккультных движений было достаточно привычным явлением. Самой показательной тут была религиозная практика шиитов у которых, согласно сербскому историку Миролюбу Евтичу, в отличие от сунитского ислама улеме было разрешено толковать суры и аяты Корана сообразно с собственным мнением и данные их частные мнения становились для остальной шиитской улемы религиозными правилами. В силу этого Иран, завоеванный арабами, после смерти Али и появления шиитского направления, стал полем конфликтов самых разнообразных религиозных школ, часто вступавших в конфликт между собой.
Показательно, что как раз с шиитской династией Убейдаллаха, мнимого потомка Исмаила потомка Фатимы захватившей власть в Египте, связано появление секты исмаилитов управляемой «Каирской ложей» представлявшей из себя закрытый военный орден в котором стали практиковаться различные ритуалы берущие корни в языческих мистериях и носившие согласно мнениям современиков-оккультный характер. Как раз членом «Каирской ложи» и был известный «Старец с горы» — Хасан ибн Саббах возглавивший орден ассасинов. Сам Хасан ибн Саббах был, прежде всего, духовным лидером своей религиозной общины и одновременно являвшейся командующим мощной военной силы ассасинов, готовых убивать по первому его знаку.

Вряд ли влияние гашиша, постоянно упоминаемое в книгах об ассасинах, могло объяснить сознательную их жертвенность, ибо ныне и более тяжёлые наркотики подобной самоотверженности не вызывают. Так же безосновательны объяснения об организации какого-то якобы обмана, когда кандидата напаивали вином и отводили между невольниц «Старца с горы» как якобы в рай. Вряд ли бы какая-нибудь невольница когда-нибудь не выдала обман или сами ассасины в общении между собой не выяснили факт такого обмана и тем самым очевидно, что Хасан ибн Саббах обладал умением полностью контролировать поведение и сами души своих ассасинов, иначе вряд ли бы они столь самоотверженно умирали, и очевидно, что подобное умение было им полученно в «Каирской ложе», где он определенное время и проходил практику.

Однако подобная практика была вовсе не специфична для одних исмаэлитов или одних шиитов. В суннитском исламе существование схожей практики можно отметить в дервишских орденах, и так, интересна в данном случае история дервишского сообщества «нурбаши», проповедовавшего путь самостоятельного «просветления» — «иш-ракийа». В конце пятнадцатого — начале шестнадцатого веков в Афганистане Баязет Ансари основал своего рода аналог ордена «нурбаши» — религиозное общество «Рошания», практиковавшее ритуалы, схожие с ритуалами исмаэлитов и которое представляло из себя воинский орден, разделенный на восемь степеней. Данное общество во главе с Баязетом организовывало воинские походы и даже попыталось завоевать Индию и Иран, но в ходе начатых войн сам Баязет был убит, а «Рошания» — разгромлен.

© Олег Валецкий

Литература:

1. «Svijetdžinai šejtana» Šejh Bedruddin Ebu Abdullah Omeribn Abdullah ŠebliHanefi. Prijevod Eniz Kozlić «Bemut Sarajevo» (Сайт http://www.islamskeknjige.com)

2. «Davo – mit i istina». Niaz Omer. «Preporod» «Gracanica». 2007.

3. «Savremeni dzihad kao rat». «Nova Knjiga», Beograd, Serbia 1989; Grafomotalica, Prnjavor, Bosnia and Herzegovina, 1995

4. «Тайные общества XX века». Боголюбов Николай

источник

%d такие блоггеры, как: